Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
Синдром жестокого обращения с ребенком — это широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны людей, которые должны опекать его и заботиться о нем. Эти действия включают в себя не только жестокое обращение, но и запущенность и пренебрежение потребностями и нуждами ребенка.
Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращенияс детьми:
- физическое насилие,
- сексуальное насилие,
- пренебрежение потребностями ребенка,
- эмоциональное насилие.
В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.
Физическое насилие — одна из самых распространенных формнасилия над детьми. Наиболее часто физическое насилие осуществляетсяпод видом физических наказаний. Различие между физическим насилием и физическим наказанием существует скорее в общественном сознании, чем в реальной жизни. Когда говорят о насилии, формируется обычно образ родителя - монстра - алкоголика либо психически больного, получающего удовольствие от страданий ребенка. Когда же говорят о физических наказаниях, как правило, имеют в виду обычных родителей, беспокоящихся за судьбу своего ребенка. При этом многим кажутся вполне допустимыми наказания ребенка за провинности ремнем, избиения различными случайно оказавшимися под рукой предметами— сковородками, шнурами, кидание ребенка на стенку, выкручивание рук, ушей, пощечины, подзатыльники, тычки.
Дети, остающиеся без помощи в семьях, где они уже получали серьезные телесные повреждения, более чем в половине случаев подвергаются риску снова получить травму или погибнуть.
Последствия физического насилия в семье могут быть самыми разными: от незначительных и практически не оказавших влияния на развитие личности до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется многими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой испособом наказаний.Прямыми психологическими последствиями насилия, с которыми сталкивались в своей работе, являлись выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство.
Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита.У многих детей, которых физически наказывали, появлялись энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. Для подростков более характерны стремление рано уйти из дома или из семьи, начать самостоятельную жизнь, поиск компании сверстников, которая может оказать поддержку, что в целом редко заканчивается позитивно.
Довольно часто девочки, выросшие в семьях, где практиковались физические наказания со стороны отцов, находят себе партнеров, которые склонны решать проблемы с применением физической силы.
Для минимизации психологических последствий пережитого насилия недостаточно того, чтобы ребенка только перестали бить, важно оказывать психологическую помощь для отработки травматических переживаний.
В самом общем виде сексуальным посягательством или насилием в отношении детей называется «вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли», условно можно разделить сексуальные злоупотребления по отношению к детям на три категории :
- сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;
- подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;
- эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.
Чаще всего, выявляется только первая категория, вторая — вообще редко относится к сексуальному злоупотреблению, а третья имеет крайне расплывчатые критерии и оценивается субъективно.
В обзоре литературы по этой проблеме выделено семь групп последствий сексуального насилия:
1. Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность,злоба.
2. Физические нарушения: генитальные повреждения, беременность,ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), соматические жалобы (например, головная боль, боли в животе, энурез, ипохондрия),расстройства сна и аппетита.
3. Когнитивные нарушения: расстройства внимания, нарушения концентрации памяти, внимания, восприятия.
4. Поведенческие симптомы: «выход наружу» (агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение), избегание, повторение ситуаций, вызвавших сексуальные посягательства.
5. Самодеструктивное поведение: самокалечение, суицидные мысли ипопытки.
6. Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психотические черты.
7. Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальныхдействий с другими, нетипичные для данного возрастасексуальные знания.
Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посягательств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации)
Таким образом, схематично можно выделить три компонента работы с последствиями сексуального насилия в психотерапевтической практике:
1. Работа по относительной девальвации этого события («беда, но некатастрофа»)
2. Формирование адекватной атрибуции ответственности за насилие. При этом работа должна проводиться не только в рациональном ключе, но и в эмоциональном, включающем отреагирование страха, отвращения, ненависти и других переживаний.
3. Психологическая работа, не привязанная непосредственно к переживаемому событию, связанная с отношением пациента к себе,другим людям, сексуальным отношениям, браку, любви, собственномубудущему и т.п.
Когда говорят о психологическом насилии, как правило, имеютв виду не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя.
По аналогии с названием описанного Кемпе в 1962 году «синдромаизбитого ребенка» используют термин «психологически избитый ребенок», выделяя пять форм психологически пагубного отношения:
- Отвержение — взрослый не понимает ценности, важные для ребенка, пренебрегает существенно важными для него потребностями.
- Изоляция — взрослый ограждает ребенка от нормального социального опыта, не дает ему заводить друзей, формирует у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться.
- Терроризирование — взрослый словесно оскорбляет ребенка, создавая атмосферу страха и запугивания.
- Игнорирование — взрослый лишает ребенка необходимых стимулов к эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Для детей реальностью является мир в том виде, как его описывают,представляют ему родители. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию,верят в то, что они являются плохими, глупыми или никчемными, могут иметь низкую самооценку и чувствовать себя несостоятельными.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА - отсутствие заботы о ребенке и социально-педагогическая запущенность.
При этом если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического,сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижениюи без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим,нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.
Умственная отсталость и задержка психического развития. Синдром посттравматических стрессовых нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций. Вследствие недостаточности динамической организации психической деятельности отмечаются неустойчивость, рассеянность внимания, нарушение контроля за выполняемой деятельностью, поверхность знаний об окружающем мире, социальная незрелость и др.
Умственная отсталость недоразвитие интеллекта, которая не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Умственная отсталость «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.
Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)
Посттравматическое стрессовое расстройство
(ПТСР)
Многие исследователи и клиницисты отмечают, что большая часть симптомов, демонстрируемых жертвами сексуальных посягательств, могут быть отнесены к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), которое является признанным психиатрическим диагнозом, включающим в себя следующие компоненты:
- опыт или событие, которые являются объективно травмирующими (в перечень этих событий наряду с такими событиями, как автокатастрофа, военные действия и т.д., включено сексуальное насилие);
- повтор травмирующего события (например, повторяющиеся воспоминания, сны, а у детей — повторяющиеся игры);
- избегание стимулов, ассоциирующихся с травмой (например, через потерю памяти или подавление определенных мыслей и чувств, а у маленьких детей — потеря недавно приобретенных навыков);
- по крайней мере два из следующего перечня симптомов: нарушения сна, повышенная возбудимость, проблемы с памятью и концентрацией, усиление симптомов при столкновении со стимулами, связанными с травматическим событием.
Простое сравнение перечисленных компонентов со списком последствий, наиболее часто связываемых с сексуальными посягательствами, показывает их большое сходство, однако у многих жертв сексуальных посягательств не обнаруживаются симптомы ПТСР. Более того, жертвы сексуальных посягательств зачастую имеют дополнительные симптомы, которые никак не вписываются в ПТСР. Кроме этого, исследования показывают, что ПТСР трудно диагностируется в детском возрасте [Finkelhor, 1984, 1986].
Причины посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей
Дети являются группой, отличающейся высокой возрастной предрасположенностью к посттравматическому синдрому. Риск развития ПТСР увеличивается из-за чувствительности, восприимчивости, впечатлительности, недостаточной сформированности адаптационных механизмов нервной системы. Причинами расстройства являются:
- Психологическая травма. Травмирующее событие становится основой синдрома. Экстремальной ситуацией может быть тяжелое заболевание, инвалидизация, длительная разлука с матерью, помещение в интернат, болезнь или смерть близкого человека, физическое, сексуальное и психологическое насилие, техногенные и природные катастрофы, войны, преследования.
- Неблагоприятные социальные условия. Причиной формирования посттравматического синдрома является неблагоприятная обстановка после психотравмы. Дети, испытывающие одиночество, не охваченные социальными взаимодействиями, не имеющие близких людей, проживающие в трудных материально-бытовых условиях больше подвержены расстройству.
- Индивидуальные особенности. Вероятность развития посттравматического синдрома выше при отягощенной наследственности – наличии родственников первой линии с психическими расстройствами, суицидами, алкоголизмом, наркоманией. ПТСР чаще диагностируется у соматически ослабленных детей, имеющих неврологические, эндокринные, психические болезни.
Дата изменения: 16 марта, 2023 [23:27]